. МКОУ Старо-Берикульская ООШ - Из истории школы
МОУ Старо-Берикульская школа
Пятница, 03.05.2024, 07:43
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Из истории школы

В 1907 году на руднике Берикуль было открыто одноклассное училище (три группы), а в 1913 году - церковно-приходская школа. Школа находилась в небольшом здании. В ней училось 17 мальчиков, т. к. девочек в школу не принимали. Основным предметом был Закон Божий, который преподавался местным попом И. Красносель¬ским. Со всеми классами занималась одна учительница. Применя¬лись телесные наказания. После Великой Октябрьской социалистической революции в школу стали принимать девочек.
В 1930 году школа стала называться Фабрично-заводская семилетка (ФЗС). Она размещалась в старом здании (на месте современной школьной котельной). Школа была очень маленькой, позже к ней пристроили спортзал и две классные комнаты. Занятия велись в две смены. Наглядных пособий не было, их изготовляли сами учащиеся. Наполняемость классов была большой: по 43 - 47 человек. При школе был интернат, в котором жили учащиеся близлежащих посёлков: Лесотдел, Сосновка, Гавриловка, Новый Берикуль. Первое время постельные принадлежности, продукты питания в интернат доставляли родители. Годом позже содержание детей в интернате было принято на счёт госбюджета. Было организовано пришкольное подсобное хозяйство, в котором работали учителя, родители, ученики.
В 1934 году было построено двухэтажное здание школы, что позволило преобразовать семилетку в среднюю школу.
В 1935 году в посёлке стала известна фамилия Александра Ивановича Сорочана, который в начале тридцатых годов был назначен инспектором школ в «Запсибзолото», где исполнял свои обязан¬ности при Центральном приисковом управлении (1934 - 1935гг), а затем при Берикульском приисковом управлении (1935 - 1936 годы). За своевременное предоставление годового отчёта по культбытсектору Центрального приискового управления в январе 1935 г. А.И. Сорочан удостоился благодарности за работу от руководства. С ис¬полнением инспекторских обязанностей соединял педагогическую в качестве учителя русского языка в Берикульской школе. На далёких сибирских приисках он не утратил своих литературных способностей.
А.И. Сорочан состоял рабочим корреспондентом приисковых и рай¬онных газет. Александр Иванович так и не вступил в партию большевиков. «Не будучи революционером-профессионалом, - писал он, - никогда не состоял членом какой-либо партийной организации, чувствуя себя до Октября политическим младенцем, я в тоже время никогда не был мракобесом, монархистом, был врагом всякого без¬думного формализма, бюрократической замкнутости и крючкотворства, рабского подхалимства и высокомерия». Эти последние слова историка и филолога А.И. Сорочана, написанные им в своей автобиографии в сентябре 1937 года, можно считать девизом его жизни и деятельности.
По воспоминаниям С. Кирпичникова («Новая жизнь» за 19 апреля 2002года), которому было тогда, в 1935 году, 18 лет, он хорошо помнит этого учителя из Москвы. Помнит о том, что он был директором школы и ввёл такой закон: всем мальчишкам и девчонкам 9-10 классов стричься под машинку. Кто не слушался - выгонял из школы. Родители девочек пожаловались на А. Сорочана директору рудника П.И. Лобанову. Тот поговорил с А.И. Сорочаном, всех вернули в школу, но на уроках Александр Иванович их не спрашивал. Пришлось девочкам самим осваивать предмет и сдавать экзаме¬ны. «Если мне не изменяет память, - пишет С. Кирпичников, - то А.И. Сорочана взяли в 1937 году по линии НКВД».
Первый выпуск из 10 класса двухэтажной школы был в 1937году. При школе работали драматический, хоровой, физический и другие кружки. В драматическом и хоровом кружках активное участие принимали, кроме учащихся, и учителя. Особенно выпускникам запомнились в этом отношении директор школы Белов Александр Степанович и Белова Галина Павловна, учитель русского языка и литературы.
В то время школа славилась педагогическими кадрами. Многие из них всю свою трудовую жизнь посвятили школе. С 1931 года работала в школе Шевнина Елизавета Петровна. За свой труд она была награждена орденом «Знак Почёта». Иногда проживёт человек большую жизнь, но сделает очень мало. Его быстро забывают в народе. А есть люди, которые оставляют о себе память на многие годы. Вот такую хорошую память оставила о себе в сердцах учеников учительница начальных классов Шевнина Елизавета Петровна. Не одно поколение учеников воспитала она за годы работы в школе. Приехала она в посёлок после окончания Иркутского педагогического техникума, так и осталась навсегда в школе, в которой проработала почти 40 лет. Будучи на пенсии, Елизавета Петровна работала так же энергично, как и в молодости. Упорно воспитывала в детях уважение к старшим, любовь к Родине. Труд этой замечательной учительницы окупился сторицей. Среди её учеников, теперь уже бабушек и дедушек, было много врачей, учителей, агрономов, ученных, замечательных тружеников. По характеру - это был мягкий, добрый, отзывчивый человек.
Не было ни одной семьи в посёлке, где бы она ни побывала. Сама Елизавета Петровна, заполняя свою биографию, писала: «Педагогическую работу люблю и думаю работать, пока хватит сил». Годы подтвердили сказанное. Вся жизнь её отдана школе, детям.
Навсегда осталась в памяти берикульцев Вольтова Юлия Васильевна. Она всю свою сознательную жизнь проработала в Берикульской школе, была награждена орденом «Знак Почёта». Будучи на пенсии, она продолжала активно участвовать в общественной жизни рудника. Несколько лет возглавляла женсовет посёлка.
Неоценимый вклад в развитие школы внесла Борцова Ольга Ивановна. Это был человек высокой честности и принципиальности, главной целью своей жизни считала воспитывать достойное поколение. Всю свою трудовую жизнь она посвятила школе. Её труд был высоко оценён. Она награждена орденом» Трудового Красного Знамени».
В 1946 году, окончив педагогический институт, долгое время работал в школе директором Андреянов Иван Романович. Он был достойным преемником бывших директоров школы А.М. Доброхотова и Белова А.С. за свой добросовестный педагогический труд он был награждён орденом «Знак Почёта».
Навсегда останутся в памяти потомков и другие учителя школы: Гашкова Надежда Ефимовна, Смирнова Анна Степановна, Ермолаев Иван Евгеньевич, Юшкова Мария Петровна, Белезина Вера Карловна, Перфильева Антонина Макаровна, Егорова Валентина Евгеньевна, Старчак Анастасия Васильевна, Кибирова Тамара Ива¬новна, Маслова Мария Дмитриевна, Алексеева Таисия Александровна, Яковлев Алексей Устинович, Захарова Надежда Степановна, Щетинина Лидия Александровна, Постовалова Елизавета Александровна. Все они многие годы плодотворно трудились на благо своей родной школы.
В самом начале Великой Отечественной войны почти все учителя - мужчины ушли на фронт.
В новой, построенной в 1934 году школе совсем недавно прошёл выпускной вечер. Счастливые, сдавшие хорошо экзамены 29 выпускников готовились вступить в большую жизнь. Но пришлось шагнуть в пекло войны, а затем и в бессмертие, 14 мальчишек этого класса из 15 не вернулись домой.
Осенью 1941 года, несмотря на нерадостные вести с фронта, в школе начался учебный год. Но всё как - то резко изменилось. Мужчин - преподавателей не осталось, кроме директора школы, но и он (Белов Александр Степанович) скоро уйдёт на фронт. В 1942 году на Берикуль стали приезжать семьи эвакуированных из Ленинграда. Дети из этих семей пополнили классы школы.
В течение всех лет войны при школе были созданы бригады по заготовке дров, которые нужны были школе. Летом заготавливали, а зимой возили вручную и на собаках. Хороших лошадей забрали на фронт, а оставшихся берегли. Плохо одетая, полуголодная вереница детей во главе со своими учителями с санками в руках тянулась в гору за 8 км от посёлка. А после такой изнурительной работы в школе ждал обед: суп из пшённой крупы и кусок хлеба. Бригадам по заготовке дров давалась норма: 8 кубометров (заготовить бригаде девочек из 12 человек вместе с классным руководителем).
Учителя вместе с учениками ремонтировали школу, работали с половины июня и до 1 сентября. А в сентябре ездили в колхозы и совхозы. Работали все, начиная с 5 класса, так как в каникулы дава¬ли пайки хлеба 200 грамм только тем ученикам, которые работали. Хлеб выдавали прямо в школе строго по спискам. А иногда даже по чашке похлёбки выдавали.
В военные годы много в школе проводилось воскресников, на которые очень охотно шли учителя и учащиеся школы. Подвозили на санках руду с шахты, вывозили дрова, готовили и отправляли на фронт посылки.
В школе продолжали активно работать кружки. Особенно нравился мальчишкам кружок «Ворошиловский стрелок». Писали тогда на книгах, газетах. Для чернил скребли и разводили сажу, а учителя ставили оценки соком свеклы. Часто, чтобы не окоченеть в промёрзшей школе (а во время войны зимой были очень сильные морозы), устраивали танцы. В школе было старенькое пианино. На переменах ещё водили хороводы, к праздникам готовили концерты, играли в разные игры. Вдохновителями всего этого были учителя, они часто делились с детьми продуктами. Особенно заботились об эвакуированных детях, которые были больными, слабыми, испуган¬ными. Особую заботу проявляли учителя и о детях, у которых на фронте погибли отцы.
Но вот отгремела Отечественная война. Учителя - мужчины, вернувшись с фронта, пришли снова в школу. Они носили военную форму с орденами и медалями. Немало рассказывали ученикам о войне, армейских буднях. Этими учителями были Андреянов Иван Романович, Белов Павел Степанович.
В школе было большое количество учеников. По численности до 9 класса набиралось по два класса, а то и по три. В каждом классе более 25 человек. И только 10 класс был один. И после войны в школе не прекращали работу кружки. Особенно много внимания уделялось спорту. Увлекались ребята лыжами и волейболом. Яков Егорович Бушуев устраивал летние походы по родному краю, а Яковлев Алексей Устинович ходил с ребятами зимой в лыжные походы на Московку, в Лесотдел. Иногда в то время педагогические конференции в Тисуле проходили зимой, так Алексей Устинович Яковлев, учитель физической культуры школы, добирался туда на лыжах.
Часто в 50-х годах в школе устраивались вечера памяти писателей и видных деятелей культуры, погибших во время войны.
Свои достижения учащиеся школы вместе с учителями демонстрировали перед берикульцами со сцены поселкового клуба. Послевоенные песни в исполнении школьного хора ( дирижер Марианна Рейтих), украинские песни и ария Левко в исполнении Аркадия Орлова, ария Томского в исполнении Бориса Гизатулина (учащегося 10 класса) перекрывались громкими аплодисментами. Прекрасный дуэт тогда был создан в школе (отец и сын Беловы: Белов Вадим и Белов А.С., директор школы)
В школе постепенно сложился сильный коллектив преподавателей, воспитавший большое количество достойных выпускников.
Многие выпускники тех лет достигли значительных высот в своих трудовых делах.
Д.П. Лобанов стал ректором геологоразведочного института, Н.И. Иголкин- кандидат биологических наук, И.Г. Измайлов - инже¬нер военного транспорта, А.Я. Бушуев - инженер- геолог, В.Я. Белов - инженер- геолог, А.П. Смотрин - кандидат физико - математических наук, Г.М. Бурмин - кандидат физико - математических наук, А.Н. Дмитриев - летчик морской авиации. Можно еще называть вы¬пускников школы, которые стали значительными людьми в нашей стране.
Спортсмены школы активно участвовали в районных соревнованиях и получали призовые места по различным видам спорта. Славилась школа и художественной самодеятельностью.
Прием в комсомол велся тогда в Тисуле. Автобусного сообщения не было, учащиеся в сопровождении дежурного учителя ез¬дили на грузовой машине, которую представляла школе администрация поселка. Часто машина застревала в снегу, и учащиеся вместе с учителем пешком добирались в Тисуль или обратно.
Интернат функционировал и после войны. В нем жили школьники с окрестных поселков: Н- Берикуля, Комсомольска, Ле-сотдела, Сосновки, Фабричного , Гавриловки, Павловки, Московки. Жили в интернате ученики с 5 по 10 класс. Школьники были расселены в комнатах примерно по 10-15 человек, все были одинакового возраста. Каждый имел кровать и тумбочку на двоих для продуктов, посуды и школьных принадлежностей. В комнате были один- два стола для обедов и приготовления уроков. Была создана и интернатская столовая, где долгое время работала Тихонова Татьяна Сергеевна. Вечером учащиеся готовили ужин из своих продуктов. Воспитателем была в интернате Гейле Екатерина Романовна. После уроков учителя (чаще химии и физики) совместно с воспитателем готовили для ребят беседы, организовывали просмотры диафильмов, демонстрировали различные опыты.
Интернат в воспитании учащихся имел особое значе¬ние, т.к. после уроков продолжалось общение ребят разных классов, где старшие были примером для младших. В этом много положительного. Все взаимоотношения детей регулировались воспитателя¬ми и учителями школы. В это время в школе работали учителя (вместе с выше названными): Надежда Владимировна Арефьева, Филипп Филиппович Диль, Алексей Никифорович Баранов. Это был сильный коллектив педагогов. В 50-е годы Берикульскую среднюю школу от¬мечали с положительной стороны по уровню подготовки выпускников при поступлении в вузы.
В 1950 году при школе была открыта вечерняя 8 летняя школа рабочей молодежи, впоследствии она стала средней школой рабочей молодежи. За годы ее существования около 400 человек по¬лучили среднее образование.
Большое значение в 50-60-е годы в школе придавалось трудовому воспитанию. При школе была построена теплица, в которой зимой выращивали овощи, цветы. Весной выращивали цветочную рассаду и рассаду овощей для пришкольных участков и для продажи населению поселка. При школе было 2 больших пришкольных участка и цветник. Руководителями юннатского кружка были учитель биологии Наталушко Валентина Павловна и учитель обслуживающего труда Андреянова Галина Ивановна. О деятельности школьного юннатского кружка было известно не только в районе, области, но и за ее пределами. За коллекцию цветов, выращиваемых тогда, школа получила несколько Грамот ВДНХ, представители которой приезжали в школу с областными руководителями народного образования.
В эти же годы развитие в школе получило кролиководство. В кружок кролиководов принимали только тех ребят, которые занимались хорошо и отлично.
В это же время в школе продолжает развиваться спорт. Спортсмены школы являются призерами многих районных и поселковых соревнований. Особое внимание уделялось лыжам и волейболу.
В 1963 году в июне месяце началось строительство типового здания школы в кирпичном исполнении. Работы велись по-ударному. Много помогали родители. Фундамент под школу был сделан их руками. Ребята вместе с учителями проводили ежедневно трудовые десанты: подносили кирпичи строителям, помогали белить и красить школу. И к 7 ноября 1963 года школа была готова. После ноябрьских праздников занятия начались в новом здании.
Это позволило перейти на односменные занятия и кабинетную систему (в то время наша Кемеровская область выступила ини-
циатором кабинетной системы занятий). Учащиеся получили хороший спортзал. Начальные классы школы размещались тогда в других 2-х зданиях. Одно здание было расположено рядом со средней школой ( на месте современной школьной котельной), другое - в середине поселка ( по улице Пионерской, затем это здание было передано Берикульскому Дому быта). Директором в школе был Андреянов Иван Романович. Это был очень требовательный, строгий, честный человек. Он умел организовать коллектив учителей и учащихся на любое доброе дело. Это был хороший помощник и наставник молодых учителей. Преподавал он в то время историю, хотя по образова¬нию был учителем русского языка и литературы. Для учащихся школы история тогда была любимым предметом. Другим замечательным историком в школе была Борцова Ольга Ивановна. «Ходячая энциклопедия»,- так ее с любовью называли учителя и ученики.
Директором в последующие годы был Ступников Геннадий Иванович и Субботин Геннадий Александрович. Вместе с педагогическим коллективом они старались сохранить и приумножить традиции школы. С 1979 года директором школы была назначена Рудко Любовь Алексеевна. Коммунисты в то время не выбирали должностей. Так получилось и с ней. Посчитали, что на этом месте учительница русского языка и литературы нужнее. И Любовь Алексеевна с упорством и желанием отдаётся административной работе, осваивает многогранные обязанности руководителя коллектива. Директором быть не просто, но она справлялась со всем школьным хозяйством. В то время школа являлась базовой передового опыта по идейно-политическому воспитанию учащихся. Рудко окружали трудолюбивые, умудрённые опытом коллеги. В каждом из них она прежде всего видела достоинства. Любовь Алексеевна избиралась депутатом местного и районного Советов.
Члены коллектива вели на руднике большую общественную работу: были агитаторами и пропагандистами, членами женского Совета. Являлись активными участниками всех проводимых на руднике мероприятий. Коллектив школы пополнялся новыми кадрами. Большинство членов коллектива - это выпускники Староберикульской средней школы: Томас Галина Николаевна, Карпова Лариса Анатольевна, Шитова Галина Петровна, Валова Наталья Борисовна, Хлебов Сергей Васильевич, Хлебова Людмила Ивановна, Поспелова Тамара Николаевна, Рыбакова Татьяна Леонидовна.
Человеком, вся сознательная жизнь, которой, связана со шко¬лой, является Шитова Галина Петровна. Родившись в 1946 году в посёлке Берикуль, она училась в Староберикульской средней школе, после окончания, которой в 1964 году стала работать старшей пионерской вожатой. Инициативная, энергичная, очень живая и жизнерадостная, Галина Петровна стала душой детского коллектива, заводилой многих пионерских дел. Её любили дети и коллектив учите¬лей. Одновременно училась заочно на филологическом факультете Кемеровского пединститута. После окончания института Галина Петровна назначена организатором внеклассной и внешкольной работы этой же школы. Школьные праздники, вечера, классные часы и многие другие внеклассные мероприятия помогала организовывать Галина Петровна учителям школы. Особой заботой были окружены ветераны Великой Отечественной войны, пожилые люди посёлка, под руководством Галины Петровны активно работали тимуровцы.
В школе был создан и отряд друзей милиции, и юные защитники природы. Все эти коллективы ребят с удовольствием выполняли свои далеко не детские обязанности. Тесную связь поддерживала Г.П. Шитова и с родителями: работали родительский комитет, для родителей был организован родительский всеобуч.
С 1979 года Шитова Галина Петровна - бессменный завуч школы, один из лучших завучей района. Руководство учебным процессом школы - одна из труднейших обязанностей заместителя директора по учебной части. Но с ней Г. П. Шитова справляется успешно, она советчик и помощник молодых учителей, руководитель методической учёбы педагогов. Успешно совмещает свою профессиональную деятельность с общественными нагрузками, второй срок избирается депутатом Тисульского районного Совета. Всегда готова прийти на помощь людям, попавшим в беду, активно вмешивается в жизнь посёлка, школы, решает многие вопросы на уровне администрации района.

Вход на сайт

Корзина
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz